892 год от рождения Христа, Восточная Померания. Племена таятся в этих неприветливых землях, возделывая землю, охотясь и проливая кровь друг друга в беспощадной борьбе за выживание. А рядом с ними шагают боги этой земли, проклятые духи голодной почвы, алкающие крови обитатели топей и жестокие владыки гор. Они несут одно имя, как несут одну кровь - Цимисхи. Это их земля, их с начала и до конца времен. Они не таятся, трусливо не поджимают хвостов. Их власть абсолютна, жестокость неописуема, гордость несокрушима, а мудрость непостижима. Лучшее качества каинитов переплелись в них и создали владык славянских земель: мудрость, честь, гордость, просвещенность. Но все это чудовищно, каждая черта характера, сильная в этих созданиях, перерождается в нечто другое, как стремятся они переродиться и сами. Издревле раздробленные, сыны Воронового воеводства не видят собравшихся вокруг врагов. Они увлеченно спорят друг с другом коварством, словом и мечом за древние ничейные земли, родовые обиды и задетую сотни лет назад честь. Племена поморян, населяющие Вороново воеводство, смиренно бродят по их земле, не поднимая головы на владык, а тем временем пруссы с восточного берега Вислы истребляют смертное стадо. Уже пять веков в этой земле нет покоя – воевода ее пропал, и никто не знает, где он сейчас. Власть его велика, но без нее в земле Воронов начался политический раскол, вспыхнули с новой силой прежние дрязги, и некому направить взор клана на главную опасность. На запад. Соседнее воеводство, Злешское, пало жертвой проклятье Каина , особо сильно отразившееся на клане Извергов: за междоусобицами они не заметили, как в 845 году у ободритских племен западной Померании возник "король" Рорик – марионетка Вентру, использовавших смертного для разрушения власти Цимисхов над стадом. А позже они и сами вторглись туда. Изверги Злешские еще держатся за свои земли, но с трудом – и даже на краю пропасти они не могут договориться. Но Цимисхам Воронов нет дела до соседей. С запада движется стальной кулак Аристократов, и когда он раздавит владык земли Злешской, то ударит по гнезду воронов.
I. Стадо В Померании обитают славянские племена, но в воеводство Воронов это, в основном, поморяне, да редкие переселенцы ободриты и лютичи. Впрочем, на восточной границе этих зловещих земель, по правому берегу Вислы, живут племена пруссов, враждующие с основным населением. Будто бы этого было мало, но не обошлось в Вороновом воеводстве и без норманнов: датчане и норвежцы основали здесь несколько городков и общин, когда конунги погнали их прочь. К тому же, некоторые датские и норвежские купцы и наемники не обделяют вниманием эти земли, лежащий совсем близко от Скандинавского полуострова, прежде чем удалиться вглубь чужих морей и земель. Местные, в основном, занимаются земледелием и ремеслом, по большей части, обитая в немногочисленных сохранившихся родовых общинах и селищах, и совсем немногие обитают в городах, в основном расположенных на побережье Балтийского моря.
II. Загоны для скота Большинство людей живет в селениях и деревнях, называемых селищами; и совсем немногие обитают в городках, именуемых гродами. Некоторые из них больше, некоторые меньше. В самых крупных может жить несколько тысяч человек, а в гродах-крепостях до пяти сотен. Селища же насчитывают от сотни и до восьми кметов. А уж разбросанные тут и там хутора, где живет менее сотни и не сосчитать.
III. Ремесло и бартер На деньги здесь смотрят непонимающе. Разве что купцы Священной Римской империи, скандинавы да русичи, вернувшиеся из Византии, могут показать это чудо – и то оно оставит поморян равнодушными. В чем смысл их, если они не обогреют семью, из них не сколотишь телегу или дом? Отдай то, что нужно другому за то, что нужно тебе. Так и живут. Местные активно производят гончарные и ювелирные изделия из серебра, занимаются ткачеством, кузнечным делом, плотничеством и прядением; особо ценятся на продажу шкуры и янтарь. Местное оружие, конечно, не лучшего качества, так что особо ценятся привозное вооружение и доспехи, из Скандинавии или Руси. Руды в Померании добывают в болотах да иногда привозят с юга, от Карпатских гор. Кроме того, вдоль побережья Балтийского моря активно добывают соль, что приносит баснословный доход. На полях крестьяне активно выращивают просо, пшеницу, овёс, ячмень, рожь, лён и коноплю, в основном, с помощью подсечно-огневого хозяйства – и это немало злит Извергов, ценящих леса, что нередко росли еще в те времена, когда их владык дышал и наслаждался Солнцем. Торговали же на честное слово, и это все, что нужно было во времена без длинных расписок и двухтомных договоров. Ударил по рукам – так держи слово. Закреплялась сделка рукобитем и поцелуем.
IV. Транспорт. Лошади – редкость, да и не могут себе представить местные, что верхом на ней бой вести можно. В основном, идут или на своих двоих, или на телеге или повозке; да и то не в каждом доме найдется.
V. Вера Язычество еще крепко корнями в Восточной Померании, чему способствуют Изверги. Славянские верования в богов соседствуют с распространяющимися от варягов культом Асов и Ванов. И меж этими верованиями до сих пор ютятся более примитивные поклонения духам природы и животных. Но, тем временем, христианские миссионеры совершают первые робкие попытки вступить в Померанию – что также не смогло не отразиться на Цимисхах, признающих происхождение от Каина.
VI. Вооружение. Самое распространенное оружие у местных – луки, палицы да вилы с копьями. Меч что местной работы, что привозной может позволить себе далеко не каждый, а вооружить дружину и думать нечего. Большинство воинов защищены меховыми одеждами или выделанными кожами, да и это уже чаще встречается у дружинников профессиональных. Доспехи же с элементами металлических клёпок мало кто мог себе позволить, а уж кольчуга – дорогое удовольствие для самых состоятельных владык.
VII. Дворянство Солнца. Как такового, государства в Восточной Померании еще нет. Есть воеводы, объединяющие под своей властью соседние земли, но лишь немногие из них – дети Сифа. В основном, в каждом селище или гроде своя власть или из сильного старосты, или из совета старост (в основном, в селищах). Родовые общины почти ушли в прошлое, и на смену им пришла военная диктатура.
VIII. Дворянство Луны. …но дворянство каинитов организовано не в пример лучше. Мельчайшая земля – это тирса, размером от усадьбы до определенного района селища или грода. Тирсами владеют кметы, и это считается их территорией. У каждого каинита Воронового воеводства есть своя тирса, но нередко это лишь официальные владения. Запутанная паутина вассалитета, поддерживаемого Клятвами Крови, не напрямую расширяет эти владения. Единственная официальная территориальная единица, кроме, тирсы – гмина, включающая в себя целиком селище или грод и их окрестности, коей управляют земаны. Более крупное – это повята, но власть жупана, ее владыки, уже ограничена. Он владеет своей тирсой и, возможно, гминой, но кроме этого у него в вассалах находится и некоторое количество других дворян. И, пускай, он не имеет огромной власти над их землями, но они обязаны служить ему, а он, в свою очередь, поддерживать своих вассалов. Редко когда власть жупана распространится на чужие повяты, и никогда другой жупан не станет вассалом равному (по титулу, а не по силе или размерам повяты). На это право есть лишь у воеводы, коий также имеет свою тирсу или гмину, но вассалами коего являются все жупаны земель.
Свод Янтарного Ока
Свод Янтарного Ока - древний кодекс поведения и правил Воронового воеводства, по которому живут, воюют и правят Цимисхи на протяжении уже многих сотен лет. Говорят, что он был написан пером шестисотлетнего ворона, черным, как ночь; вместо чернил ему служила кровь Мафусаила Вранека, и тысячи воронов по всем землям и тирсам следят за исполнением Свода. Ходят слухи, что те вороны видят все, и те, кто даже тайно нарушат Свод, будут прокляты - или и вовсе, исчезнут в одну ночь, чтобы предстать перед воеводой. И говорят, никакие мольбы не остановят его кару.
Старые Пути сильны в воеводстве, и они лежат в основе Свода. Конечно же, и они трактуются так, как удобно жупанам - или же самому воеводе.
Каиново Уложение
Первая Традиция: Завет. "Твоя кровь делает тебя моим потомком, созданным по образу моему. Мое проклятие – твое проклятие, мое спасение – твое спасение. Я стою пред тобой и над тобой как наместник господа. Я – путь, и мои Традиции – завет. Отвергни меня, и отвергнешь надежду. Так говорил Каин".
Традиция Завета сильна, и нет Темного Отца у нас, кроме Каина; нет Темного Деспота, господаря над родом нашим, кроме него. Окажу приют путнику, ибо он как Печальный Странник, убивший Авеля, скитается по землям нашим, будто бы они и есть Нод. Любой же, кто не признает Каина владыкой своим и отцом, не достоин крови, дарованной Треть-им Смертным.
Вторая Традиция: Владение. "Как Нод принадлежит мне, так и твое владение принадлежит тебе. Ты – его хозяин, и все прочие должны признать это или же познать твой гнев. Входя, все должны называть себя, ты же будешь защищать их. Тебе дано право охотиться в границах своих владений, и кровь их принадлежит тебе. Прими эти обязанности, правь своим владением и проявляй к прочим такое же уважение, которое ожидаешь от них. Так говорил Каин".
Традиция Владения сильна, ибо твоя земля взывает к тебе. Защищай ее или умри, защищая; ухаживая за ней, или опозорь ее запустением. Твоя земля - твоя земля, и ты на ней владыка. Но кмет лишь гость у земана, и все, кто на этой земле, - гости воеводы. Твоя земля - твоя земля, пока ты достоин ее; твоя земля - твоя земля, пока ты хороший гость у тех, кто владеют тобой.
Третья Традиция: Потомство. "Тебе позволено обращать только с разрешения и благословения твоего старейшины. Право творить отдано тем, кто близок ко мне, ибо им нести ответ. Тот же, кто нарушил закон, да будет убит вместе с потомком. Так говорил Каин".
Традиция Потомства сильна, ибо избраны будут лишь достойные, и старшая Кровь лучше видит, кто избран, а кто низмен. Жупан не сотворит дитя без ведома воеводы, и кмет не подарит Ночь без соизволения земана. Чужеземцы же да не подарят Крови Каина в этой земле вовсе.
Четвертая Традиция: Ответственность. "Твои создания – это твоя собственная кровь до тех пор, пока не окончится твой надзор над ними. До этого их грехи, их кровь и их наказание – твои. Так говорил Каин".
Традиция Ответственности сильна, ибо это твоё дитя, тобой избранное, тобой принесенное в Ночь. Если недостойно оно - слеп ты, и будешь наказан, а мерзкое отродье твоей крови да станет пеплом.
Пята Традиция: Истребление. "Запрещено проливать кровь тех из твоего племени, кто старше тебя. Это право принадлежит лишь тем, кто близок ко мне, и никому иному. Слабым кровью запрещено восставать против старейшин. Вот мой последний завет. Так говорил Каин".
Традиция Истребления сильна, ибо обращение прахом недостойных делает сильной Кровь. Не поднимет младший руки на старшего, если на то нет воли воеводы или владыки над ними обоими. Не обратит пеплом равный равного, если на то нет воля их господина. Лишь старшие обладают мудростью решить, чья кровь слаба и недостойна быть наследи-ем Клана.
Шестая Традиция: Молчание Крови. "Не открывай свою истинную природу тем, кто не твоей крови. Сделав так, ты отречешься от моих заветов. Так говорил Каин".
Традиция Молчания Крови сильна, ибо не дозволено смертным ведать о нас, не достойны их глаза нашего лика, их уши – наших слов, их разум – нашей сути. Не открывай правды Крови тем, кто не в ней. Не предай клана, рассказав секрет прочим детям Тринадцати, ибо они не твоей крови. Секреты Клана – внутри Клана; тайны Клана останутся с ним.
Уложение Крови регулирует Кровавые Клятвы между подданными воеводства, и именно благодаря ему в этих землях сложилась запутанная, обширная сеть Кровавых Уз.
Уложение Крови
I. Знай, что не имеешь ты права дважды принимать Клятву Крови от равного себе. На второй клятве будешь ты опозорен и наказан. На третьей Клятве будешь ты Истреблен. II. Знай, что в знак чести своей и намерений добрых, поклясться Кровью и принять в обмен Клятву с равным – не позор. III. Знай, что должен дважды поклясться всем, кто над тобою. Земана своего дважды взлакай Крови. Жупана своему поклянись дважды. IV. Знай, что три раза Клясться не имеешь права, ибо три Клятвы принадлежат лишь вое-воде. Если же ты три нарушил, то трижды будешь казнен, и тот, кому клялся ты, да станет прахом.
Уложение Гостеприимства – одна из немногих записанных версий правил гостеприимства Извергов. Цимисхи очень ревностно относятся к этому уложению, ведь от него зависит слава в Клане. Нарушив один пункт, можно опозорить себя; тщательно исполняя его, можно заработать благоволение Старейшин. Гость же, нарушивший это Уложение, может в одну секунду превратиться в злейшего врага минуту назад гостеприимного хозяина – и Окончательная Смерть может стать для него спасением. Впрочем, до сих пор среди Цимисхов идет спор: распространяется оно лишь на Убежище или же на все владение Изверга?
Уложение Гостеприимства
Заповедь первая: Будь милостив к хорошему гостю, как был бы милостив к Печальному Страннику; проучи на веки гостя плохого, ведь он враг твой с этой ночи.
Заповедь вторая: Тебе решать, кто из гостей зван, а кто – чужд. Пригласи его остаться – или же гони прочь. Сделав выбор, будь ему верен.
Заповедь третья: Радость хозяина – гость, уходящий, надеющийся на такое же гостеприимство в любом доме. Позор хозяина – гость, торопящийся покинуть его.
Заповедь четвертая: Не дай гостю голодать; не дай гостю скучать; не дай врагам гостя в твоем доме и на твоей земле угрожать ему.
Заповедь пятая: Не позволяй себе без ведома гостя Дарами Каина воздействовать на него, ибо это против воли его.
Заповедь шестая: Не позволяй себе быть грубы с гостем, высокомерным или же иначе его оскорбляющим; не подними руки, не повысь голова, не оскорби словом.
Заповедь седьмая: Не будет у гостя в доме твоем секретов от тебя. Не умолчит он о преследующих его врагах, дабы не накликать горе на твой дом; да не сокроет он причин странствия своего, но умолчит о нем, чтобы не пустил ты в дом убийцу своего или доносчика ядовитого.
Заповедь восьмая: Да не будет гость проявлять неуважение, иначе не гость он.
Заповедь девятая: Да не будет гость применять Даров Каина без ведома хозяина: не обратится тенью или зверем, не вызовет кровью своей приятия, не станет колдовать втайне.
Заповедь десятая: Да не тронет он твоего без спроса, ни слугу, ни вещь, ни зверя, и не ступит нога его в комнаты, что хозяин назовет запертыми.
Заповедь одиннадцатая: Да отплатит он тебе тем же, чем ты ему. Уважение за уважение, защитой за защиту, беседой за беседу.
Вородот Гадкий, непризнанный жупан Гадова лесища; не любит гостей хоть званых, хоть незваных. Ведек Иловый, жупан Домов водяных, живет на дне озера; имеет привычку лакомиться путниками, бредущими по побережью. Грыжик Обгорелый, жупан грода Пертефа. Традиционален, но не слишком приветлив; впрочем, от Свода Янтарного Ока никуда не денешься. Пани Вишка, жупан Лукавых Камней. Заботится о стаде. В ее земле нельзя питаться от пахарей. Яврит, колдун и жупан Рыжего леса. Не любит чужаков, но если при входе в лес дать подношения - будет милостив. Гулимир, жупан Воющей земли и грода Женеца. Взвешенный, мудрый каинит, крепко держащийся за свою землю и в другие не сующийся. Краснород, жупан Горелого леса. Воинственный, яростный воевода.
Земаны
Радовит - колдун с топей, дитя колдуна Яврита. Селища Верхние Фешко и Нижние Фешко в Голодной низине под его властью Людмила - земан селища Шифкеш в Малом Быке. Цимисх-купец
Кметы
Зарек Братович - "лесничий" Гулимира крови Гангрелов. Войлек из клана Носферату - кмет селища Вовец в Голодной низине, "теневая власть". Бижка - кмет селища Рувецше. Весьма социльная персона, любящая праздники и всяческие вече. Цимисх Нимиян - дитя Краснорода, кмет с севера Горелого леса. Территориальный, но первым нападать не любит. Милорад Враневски - вольный отрок Гулимира, хозяин усадьбы "Вороний холм". Болеслав Кровавый - вольный отрок Гулимира. Митр - дитя Гулимира из Женеца. Родец крови Равносов - шпион и дипломат Гулимира. Вилош - потомок сына дитя Гулимира, уважаемый и старый каинит. Горуш - Цимисх, наблюдающий за ремесленниками в Женеце.
Другие
Зиверт и Нейка - дети погибшего Ховека, отрока Гулимира. Мойку - самый молодой из отпрысков Гулимира Ярошек - птенец, жрец культа Земли, дитя Бижки. Небольшой хуторок жрецов культа Земли в Голодной низине его вотчина. Масан - сетит-викинг, выживший после кораблекрушения. Янош - Малкавианин, недавно прибывший в Воеводство. Радек Гримальди - птенец, дитя Людмилы. Астрид - птенец, дитя Милорада Враневски. Проживает в усадьбе "Вороний холм"
Слуги крови Радомир Шантович - ревенант, слуга Гулимира. Игнац - гуль, бывший слуга Гулимира, подаренный им Милораду Враневски. Бишек и Нрошек Братовичи - ревенанты, стражники Красного дома Гулимира в Женеце. Силаз Враневски - ревенант, воевода стражи Гулимира при Красном доме. Имена и Родек Враневски - ревенанты-слуги Гулимира в Красном доме. Инак Враневски, сын Ягеля - ревенант-гонец Гулимира. Ждана Шантович - ревенант-купец, проживающая в землях Краснорода
Дети Сифа Мишек - кузнец с хутора в получасе ходьбы от Женеца. Машек - староста селища Вовец из Голодной низины. Петро, Анисья, братья Буслав и Вацлав - слуги Милорада в усадьбе "Вороний холм" Василь Гусь - разбойник из Голодной низины. Бринульф - варяг. Свен "Два Коня" Огалфссон - варяжский купец из Драккархельма. Радеш Красные зубы - предводитель вольной дружины.
Голодна низина - местность между Ведовкой и Вислой у их слияние. Граничит с Топья пауков (на северо-западе), через Ведовку с Верхним Межзубьем (на западе) и Горелым лесом (на юге), Чёрной низиной пруссов (на востоке) и Беспутьем (на юго-востоке). Гродов в этой повяте нет - последний из них был сожжен Болеславом Кровавым, выросшим из родного селища Ивки этого кровавого тирана. Кроме руин Ивок, в округе четыре селища - Вовец со старостой Машеком (тирса кмета Войлека крови Носферату), селище Рувецше земана Бижки, небольшой хуторок жрецов культа Земли (обитель Ярошека), селища Верхние Фешко и Нижние Фешко (под "управлением" колдуна Радовита), да селище Гогиши. Говорят, что на болотах есть совсем изолированные хутора, но местные боятся их искать: тамошние жители, по преданиям, людоеды, возлежащие с псами, колдуны и безумцы. Живет эта повята бедно - из-за проклятья, по поверьям, - и руки так и не дошли до разработки месторождений железа в болотах. Стоит отметить укрепленную усадьбу Вороний Холм, построенную на месте священного капища Яровита, бога Войны.