vampire | Дата: Среда, 13.07.2011, 13:45 | Сообщение # 1 |
технический помощник админа
Группа: админ
Сообщений: 106
Статус: Offline
| Наткнулся на одну статью. Она вроде в тему для форума. Автора не знаю, к сожалению.
Характеристика малой группы как совокупности субъектов общения предполагает ее рассмотрение как «системы систем». Это означает, что малая группа представляет собой определенную социально-психологическую систему, которая интегрирует личности как «микросистемы». И.С. Кон, Л.П. Буева и другие авторы понимают личность как систему. Объективно система личности наилучшим образом может быть описана как совокупность ее социальных ролей. Согласно И.С. Кону, «понятие личности означает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей)». Социальные функции выявляют ее принадлежность к определенной социальной группе, в них фиксируются ее права и обязанности по отношению к группе. Личность не исчерпывается одной ролью, объективная структура личности раскрывается как совокупность, целостность ее ролей в обществе. Социальная роль – это функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. В литературе можно выделить различные точки зрения на ролевое поведение личности. Каждая из них отражает субъективный взгляд на сущность и содержание понятия «роль». Согласно В.А. Ядову, ролевая теория личности – это теория, в которой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом (интернализованных) или вынужденно выполняемых (неинтернализованных) социальных функций и образцов поведения – ролей, обусловленных социальным статусом личности в обществе или социальной группе. Под социальной позицией (социальным статусом) понимается положение людей в системе социальных связей и отношений, с которым связаны их определенные права и обязанности, не зависящие от их индивидуальных личностных свойств. Основные положения ролевой теории личности сформированы в социальной психологии Дж. Мидом, а в социологии – социальным антропологом Р. Линтоном. Дж. Мид главное внимание уделяет «научению роли», освоению ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Ролевые ожидания – принятые в группе требования, предписания форм социального поведения, отношений, установок, предъявляемые к лицам, выполняющим ту или иную социальную роль. В ходе «научения роли» у людей могут формироваться ролевые поведенческие навыки – способность выявлять и оценивать ролевые ожидания окружающих, строить процесс взаимодействия с учетом этих ожиданий, собственных целей и самооценки. Р. Линтон выделяет прежде всего социокультурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также поддержание ролевых требований системой общественных и групповых санкций. В рамках ролевой теории личности были выявлены такие феномены, как А) «ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; Б) «интеграция и дезинтеграция» ролевой структуры личности как следствие гармоничности или конфликтности социальных отношений. На основе этой теории А.А. Налчаджаном была разработана концепция ролевого поведения. С его точки зрения, ролевое поведение – это поведение личности в группе, детерминированное ее статусом и той ролью, которую она играет в соответствии с этим статусом. Концепция социальной роли, связанной с нормами и ожиданиями, включает в себя следующие «блоки»: – представляемая роль (система ожиданий индивида и определенных групп); – субъективная роль (те экспектации – ожидания, которые человек связывает со своим статусом, т.е. его субъективные представления о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами); – играемая роль (наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом). Важнейшей характеристикой играемой роли является стиль ролевого поведения. Стиль ролевого поведения – это «личностная окраска» исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений. Ролевое поведение личности двупланово: это действия 1) от нормативных требований («Я» в предлагаемой обстоятельствами роли), 2) от личных притязаний («Я» как таковой). Первый план поведения – социальная форма ролевых действий. Второй план – психологический способ ролевой самореализации. Принято считать, что любой человек имеет личностную концепцию; ролевые экспектации; личностную ролевую конкретность; личностную стратегию реализации роли; личную когнитивную программу. Понятие социальной роли предполагает уяснение следующих четырех моментов: во-первых, того, что социальная роль регулируется теми или иными правами и обязанностями как в обществе в целом, так и в малых группах, в которые включается индивид своей жизнедеятельностью; во-вторых, того, что сам человек имеет определенное мнение о том, как он будет исполнять свою роль; в-третьих, того, что различные роли имеют для личности разную значимость; в-четвертых, того, что роль личности проявляется в реальном ее поведении. Принятие роли личностью, помимо социальных факторов, зависит и от таких, как пол, возраст, типологические особенности нервной системы, способности, состояние здоровья и т.д. Существует нормативная структура исполнения социальной роли, состоящая из описания поведения (соответствующего данной роли); предписания (требования к этому поведению); оценки исполнения предписанной роли; санкций (за нарушение предписанных требований). Каждая социальная система имеет свой «набор ролей», который определяется: 1) устойчивыми ожиданиями общества или группы в отношении поведения лица, обладающего определенным статусом; 2) совокупностью ценностных ориентаций личности, называемых «интернализованной» (внутренне принятой) ролью; 3) тем, что всегда существуют люди, поведение и внутренний облик которых рассматриваются как идеальное воплощение роли и служат образцом для подражания. Исполнение социальных ролей может вызывать следующие конфликты: – внутриличностный (вызывается противоречиями требований, предъявляемых к поведению личности в разных ее социальных ролях); – внутриролевой (возникает вследствие противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия); – личностно-ролевой (следствие несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций); – инновационный (как результат несоответствия ранее сформировавшихся ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации). Морфология роли включает в себя: 1) ролевую стратегию (способ пристройки к партнеру по общению); 2) ролевую задачу (цель, которой необходимо достичь в проблемной ситуации); 3) ролевую программу (систему целенаправленных, упорядоченных действий); 4) ролевые действия (средства достижения цели); 5) ролевую компетентность (знание об условиях действий); 6) ролевую свободу (возможное и недопустимое при исполнении роли); 7) ролевой настрой (психоэмоциональное состояние, соответствующее ситуации взаимодействия). Социальная роль связывает социальные элементы социотехнической системы общения с коммуникативными умениями социальных субъектов. Ролевое действие – это слияние социальной роли и ее исполнителя. Исполнителями социальных ролей являются социальные субъекты – общность, группа, личность как интерпретатор социальной роли. Социальная роль представляет собой своеобразный механизм, посредством которого общественные интересы детерминируют поведение личности в разнообразных ситуациях общения. Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития и представляют собой определенные (и социально одобряемые) типы поведения людей. Социальная роль может быть рассмотрена и как модель поведения, «запрограммированная» социальной системой общества. В качестве ролевых предписаний, обеспечивающих стабильность социально-ролевых действий, в общении выступают социальные роли. Они являются устойчивыми регуляторами взаимодействия личности в социальной общности. Социальную роль можно рассматривать в аспектах ролевого ожидания (экспектаций) и ролевого исполнения. Важным компонентом социальной роли является «маска поведения» – ряд условностей в мимическом, пантомимическом, интонационно-речевом, психофизическом и предметно-действенном поведении. «Маска поведения» – это психотехническая система общения в социальной роли, а ее нормативная структура образует социотехническую. Исполнение социальных ролей в общении соответствует принятым социальным нормам, которые присущи каждой конкретной ситуации. Исполнение социальной роли всегда носит характер преодоления противоречий между нормативной структурой роли и диспозицией личности, а если речь идет о социальных группах как субъектах общения, то и установками группы. Противоречие служит источником активности в общении, детерминантной его уникальности в каждом случае взаимодействия. Исполнение социальных ролей в общении оказывает существенное воздействие на процесс формирования и социализации личности. Социальные роли носят конкретно-исторический характер и интерпретируются личностью под воздействием ее социального опыта. Г. Гибш и М. Форверг, рассматривая взаимодействие личности и социальной роли, указывали на необходимость учитывать то, что личность должна привнести в роль (установки и ценностные ориентации общества, а также личностные качества и возможности), и то, что привносит она на деле (синтез должного и возможного). Методологическая установка Г. Гибша и М. Форверга ориентирует на трехуровневый подход к выявлению сущности соотношения личности и социальной роли. Первый уровень – это конкретно-историческая актуализация социальных ролей, исходя из конкретной системы ценностных ориентаций. Второй уровень – это интерпретация личностью системы ролевых действий и определяющих их социальных норм. В ходе интерпретации формируется личностная установка. Установка – это один из важнейших компонентов социальной роли. Это психоактивизирующее состояние, предвосхищающее общение в конкретной ситуации. Установка настраивает человека на «проигрывание» ролей определенным образом, помогает овладеть стандартом ролевого поведения на уровне его нефиксированных форм. Третий уровень – это социальное проигрывание ролей, в котором как бы сливаются воедино конкретно-историческая актуализация, личностная интерпретация и ситуативная импровизация. Ситуативная импровизация – это корректировка социальной роли в зависимости от конкретных ситуаций общения. Коррекция социально-ролевого поведения обеспечивается стабилизирующей функцией установки. Установка формируется в процессе интерпретации личностью социальной роли. Интерпретация – это индивидуализированное прочтение социальной роли, выявление личностного смысла общения. Интерпретация социальной роли происходит на основе (с помощью) особого алгоритма. Первая фаза выполнения этого алгоритма социальной роли – освоение норм и правил действий в конкретной социальной роли, освоение (иногда и опробование) ролевого репертуара. Вторая фаза – выработка личностной концепции действий в рамках социально-ролевых предписаний. Третья фаза – это оформление личностной концепции в конкретную программу личностных действий – формирование установки на коммуникативные действия.
Банальность Ваша огорчает фей, и награждает парадоксом магов )
|
|
| |
I_GO | Дата: Четверг, 14.07.2011, 10:57 | Сообщение # 2 |
искатель приключений
Группа: игрок
Сообщений: 256
Статус: Offline
| Основательная статья После ее прочтения хочется много чего сказать, но даже боюсь начинать. А то еще одна такая же статья получится )
Свежим утром пели птицы. С чистым сердцем, налегке, Шел на битву славный рыцарь, Светлый меч пылал в руке.
|
|
| |
Wanderer | Дата: Воскресенье, 17.07.2011, 11:43 | Сообщение # 3 |
бард
Группа: админ
Сообщений: 510
Статус: Offline
| Хм... думаю игрокам и мастерам будет полезно почитать. Здесь затрагивается проблема отыгрыша и его составляющих ) Спасибо за статью Только вот я думаю - место ли ей в разделе Флейм? Может лучше в Ролевые системы перекинуть?
DnD World - игра продолжается
|
|
| |
MiM | Дата: Пятница, 12.08.2011, 00:57 | Сообщение # 4 |
странник
Группа: проверенный
Сообщений: 27
Статус: Offline
| Оуу! Как много букав......
иногда все ясно и без слов
|
|
| |
Christy | Дата: Пятница, 12.08.2011, 14:34 | Сообщение # 5 |
местный житель
Группа: игрок
Сообщений: 211
Статус: Offline
| Очень хорошая и содержательная статья
Quote (MiM) Оуу! Как много букав...... Много! И смысла в них тоже много
Quote (Wanderer) место ли ей в разделе Флейм? Может лучше в Ролевые системы перекинуть? по мне так для Флейма она очень серьезная. Лучше в ролевых системах
Back to Good
|
|
| |
MiM | Дата: Суббота, 13.08.2011, 20:58 | Сообщение # 6 |
странник
Группа: проверенный
Сообщений: 27
Статус: Offline
| Quote (Christy) Много! И смысла в них тоже много Знаю, я ее прочитал. Очень хорошая статья
Quote (Christy) по мне так для Флейма она очень серьезная. Лучше в ролевых системах А разве Флейм не может содержать серьезных статей? На то он и Флейм, чтобы здесь была всякая всячина. Пусть здесь будет для разнообразия. Кто захочет, тот и здесь найдет.
иногда все ясно и без слов
|
|
| |
BlackJack | Дата: Вторник, 23.08.2011, 21:15 | Сообщение # 7 |
странник
Группа: игрок
Сообщений: 54
Статус: Offline
| Quote (I_GO) основательная статья +1 подчерпнул пару полезных мыслей из нее
Диплом - он как девушка: сначала высосет всю кровь, нервы, силы и бабки, а потом ты его еще и защищаешь!!!
|
|
| |